Вначале он назывался Театральным проездом, позднее — Театральный переулок. В 20-х годах XIX в. московский купец Волков, приехавший в Симферополь по состоянию здоровья, создал здесь любительский театр. Большой театрал, он снял для представлений каменный сарай, в котором приезжие держали лошадей и кареты. Сарай был слегка перестроен, сделана небольшая сцена, пол, деревянные скамьи. Благодаря Волкову началось знакомство симферопольцев с произведениями Фонвизина, Сумарокова и других классиков русской драматургии.
Лет через двадцать помещение театра перестроил директор мужской казенной гимназии А. В. Самойлов, брат известного в те годы артиста В. В. Самойлова. Один из корреспондентов театрального журнала середины прошлого столетия в статье «Актеры и театр в Симферополе» сообщал: «В нашем городе существует храм Мельпомены. Нельзя сказать, чтобы он был очень хорош. но нельзя утверждать, что он совсем дурен. Выстроен он не очень давно, снаружи не оштукатурен, внутри отделан посредственно и заключает в себе один ярус лож,партер, оркестр и галерею».
Несмотря на свой непритязательный вид, театр был одним из центров культурной жизни города. С 1 по 12 сентября 1846 г. здесь в 13 спектаклях участвовал великий русский актер М. С. Щепкин. Он сыграл свои лучшие роли; матроса Симона в спектакле «Матрос», казака Чупруна в спектакле «Москаль-чарiвник», Макогоненко в «Наталке Полтавке» И. П. Котляревского, городничего в «Ревизоре» Н. В. Гоголя. В конце 50 — начале 60-х годов в роли Отелло выступал выдающийся американский актер-трагик Айра Олдридж, гастролировавший по России.
В 1873 г. помещение театра было разобрано и построено новое — с фойе, сценой, зрительным залом на 410 мест, артистическими уборными, мастерскими, конторой и другими службами. Вестибюль и буфет размещались в соседнем здании Дворянского собрания [28].
На сцене театра играли многие знаменитые артисты России. В 1878 г. симферопольцы аплодировали М. Л. Кропивницкому, исполнявшему роль городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Во время гастрольных поездок по стране демонстрировала свое блистательное мастерство П. А. Стрепетова, М. Г. Савина, О. Л. Книппер-Чехова, Ф. П. Горев, П. Н. Орленев, В. И. Качалов, М. К. Садовский, В. Ф. Комиссаржевская, М. К. Заньковецкая и другие.
С 80-х годов XIX в. переулок назывался Семинарским, так как его главным зданием была семинария. 30 мая 1924 г. он получил название Профсоюзного — по ближайшему большому общественному зданию, в котором находился Крымский Совет профессиональных союзов (ул. Гоголя, ныне обком партии). В современном наименовании переулка — Героев Аджимушкая — увековечены мужество и стойкость бойцов Аджимушкайского подземного гарнизона под Керчью в 1941-1942 гг.
Из всех общественных зданий наибольший интерес представляет дом № 7, построенный на Сенной площади в 1871-1873 гг., для духовной семинарии [В советское время в этом здании долгое время находилась средняя школа № 9. Ныне здесь конструкторское бюро телевизионной аппаратуры Симферопольского производственного объединения «Фотон». — Прим. авт.]. Здесь в течение 6 лет училось одновременно 160 человек, дети духовенства — бесплатно, со всех прочих взималась плата — 40 рублей в год [29]. «Иносословные» ученики жили впроголодь, процветало унижение человеческого достоинства, воровство. Не случайно поэтому революционные идеи и дух бунтарства проникли даже сюда. Бывший «иносословный» семинарист А. И. Полканов, впоследствии видный краевед и искусствовед, вспоминал, что в 1902 г. здесь были организованы кружки для изучения политэкономии, истории и социологии. На их базе сформировалось нелегальное общество под безобидным названием «Касса просвещения». Вступающие в общество давали обязательство «вести деятельность на почве борьбы с русским самодержавием за политическое и экономическое освобождение народа путем нелегальным и легальным» [30].
Вскоре «Касса» переросла в первичную ячейку Симферопольской организации РСДРП. Ячейка вела пропаганду марксистских идей среди семинаристов, печатала на гектографе (на чердаке семинарии) прокламации, перепечатывала нелегальные брошюры «Пауки и мухи», «Манифест Коммунистической партии», «Эрфуртскую программу». Весной 1904 г. ячейка начала печатать «Капитал» Карла Маркса в популярном изложении К. Каутского, но гектограф был обнаружен при неожиданном ремонте печной трубы. Началось следствие... [31].
В октябре 1979 г. бульдозер смахнул здание первого симферопольского театра [Это был первый (не считая античного в Херсонесе) крымский театр. Памятник состоял на государственном учете, и администрация драмтеатра имени Горького (в лице главного режиссера А. Г. Новикова) снесла его самовольно, в обход закона. — Прим. авт.], а в 1981 г.— двухэтажный дом напротив. Вскоре на этом месте будет новая сценическая часть театра и сквер. Где-то здесь необходимо установить мемориальную доску, посвященную театру и выдающимся актерам, выступавшим на его сцене.
"В. Широков, О.Широков. "Симферополь. Улицы рассказывают""