Глядя на эту красивую площадь, трудно представить себе такую, скажем, картину: обширная болотистая низина, а на ней группа мужчин, охотящихся на уток. Но именно так и было, притом не очень давно — еще в годы Крымской войны и вскоре после нее.
А потом эту местность облюбовали для строительства: по ней должна была пройти Лозово-Севастопольская железная дорога. 1 июня 1874 г. на станцию Симферополь прибыл первый товарный поезд. Правда, участок железной дороги Мелитополь — Симферополь (228 верст) был закончен лишь 14 октября, а участок Симферополь — Севастополь (72 версты) строился до следующего нового года. 5 января дорога Лозовая — Симферополь длиной 615 верст вступила в строй [127].
С развитием капитализма в Крыму рос и грузооборот железнодорожной станции Симферополь. В 1909 г. он составил почти 11 млн. пудов различных грузов. Такие предметы ввоза, как нефть, каменный уголь, железо, сталь, жесть, рельсы, лес, строительный камень, свидетельствовали о дальнейшем развитии промышленности на полуострове. Вывозилась из Крыма главным образом продукция сельского хозяйства: фрукты, овощи, табак, виноградное вино, а также известь [128].
Привокзальная площадь — свидетель многих классовых битв. В дни Московского вооруженного восстания (декабрь 1905 г.) симферопольские железнодорожники объявили забастовку. На станции Симферополь образовался забастовочный комитет, в состав которого вошли машинисты А. Козицкий, А. Шаталов, помощник машиниста Ф. Сухопольский, слесари Скрипаль, Поляков, Сидоренко и другие. Стачка железнодорожников переросла во всеобщую политическую забастовку. В Симферополе в эти дни был создан. Совет рабочих депутатов.
В 1905 — 1906 гг. трудящиеся города бастовали 16 раз, в забастовках участвовало более 3500 рабочих. Высокую классовую сознательность проявили в те годы железнодорожники, рабочие табачных фабрик и типографий.
Потомственные железнодорожники большевики Петр Григорьевич Дзюбанов и Виктор Алексеевич Шаталов — люди замечательной судьбы, чья жизнь — потомству в пример. Петр Григорьевич — участник трех революций, для Виктора Шаталова Октябрь был началом революционного пути. В 1918 г. их судьбы тесно переплелись. На аэропланосборочном заводе Анатра избран Симферопольский ревком, и оба они члены ревкома, а П. Г. Дзюбанов возглавил тогда же красногвардейский отряд железнодорожников. Подготовка вооруженного восстания шла при активнейшем участии Дзюбанова и Шаталова.
Большевикам сочувствовали и помогали многие железнодорожники, и 10 января 1918 г. по предложению ревкома на станции был организован стачечный комитет. Членами его стали котельщик П. Виноградов, токарь В. Полянский, машинисты П. Надока, И. Бахус, Ф. Сухопольский и другие.
Контрреволюция тоже не дремала. 3 января 1918 г. татарские националистические воинские формирования — эскадронцы разогнали Симферопольский Совет рабочих и солдатских. депутатов, профсоюзные и другие общественные организации. Днем 11 января отряд эскадронцев совершил налет на станцию Симферополь. В перестрелке с ними погиб осмотрщик вагонов большевик П. Чаусов.
На помощь железнодорожникам двинулся красногвардейский отряд рабочих-анатровцев под командованием Шаталова. На подходах к вокзалу, на улице Литовской (нынешней Красногвардейской) и около тюрьмы, путь отряду преградили эскадронцы. Завязался бой. Красногвардейцы Шаталова смяли заслон врага, прорвались к железнодорожному узлу и повредили рельсы, отрезав путь бронепоезду, который контрреволюционеры пытались отправить на разгром восстания в Севастополе. Команда бронепоезда высадилась и пошла в атаку. Тем. временем красногвардейцы Дзюбанова разобрали путь на север и с тыла захватили бронепоезд. Контрреволюционеры бежали...
14 января 1918 г. весь город был в руках восставших..
В конце 1919 г., когда в Крыму хозяйничали деникинцы, на станцию Симферополь прибыл «поезд смерти». Отступая из Харькова под напором Красной Армии, белогвардейцы отправили на юг политических заключенных, в основном коммунистов. За малейшее нарушение сурового режима охранники стреляли без предупреждения.
Из 1300 заключенных в Симферополь прибыло не более 350 человек. Белогвардейские власти «забыли» о теплушках, и они стояли забитыми наглухо в тупике. Услышав стоны больных и раненых, рабочие-железнодорожники добились того, чтобы двери вагонов были открыты. Картина потрясла даже видавших виды. Заключенные не могли стоять на ногах, не могли есть, только жадно пили воду. Живые лежали вперемешку с мертвыми. Мертвых было больше, живых оставалось человек 60 [Об освобождении заключенных боевой дружиной см. на с. 57. — Прим. авт.].
В 1920 г., когда Крым оказался под пятой Врангеля, на станции Симферополь действовала подпольная группа во главе с коммунистом Я. П. Черным. Железнодорожники совершили ряд смелых диверсий, налет на тюрьму и полицейский участок.
28 ноября 1920 г. в только что освобожденном городе состоялся первый на полуострове коммунистический субботник. Участники его пришли на станцию, чтобы расчистить и привести в порядок железнодорожные пути. Скоро субботники стали обычным явлением. В течение декабря 1920 г. станция была приведена в порядок, в депо отремонтированы станки, налажена работа мастерских.
Привокзальная площадь была свидетелем значительных событий, происходивших в годы социалистического строительства. В ноябре 1920 г. симферопольцы встречали здесь Народного комиссара здравоохранения Н. А. Семашко, в июне 1922 г.— председателя ВЦИК М. И. Калинина и председателя ВУЦИК Г. И. Петровского, приехавших помочь крымчанам в борьбе с разрухой и голодом.
О железнодорожниках — героях борьбы с фашизмом читатель уже знает [См. на с. 53—54. — Прим. авт.]. Благодарные симферопольцы в 1972 г. установили на здании нового вокзала мемориальный знак с барельефами В. К. Ефремова и членов его группы А. А. Брайера, В. Э. Лавриненко, И. Г. Левицкого, Н. Я. Соколова.
Мы говорим: нового вокзала. Старого в 1944 г., когда жители Симферополя встречали победителей, уже не существовало. Груды камня, искореженное железо, обугленные балки...
Сегодня старую Привокзальную площадь не узнать. Здесь все — новостройка. В 1952 г. главным архитектурным украшением площади стало здание вокзала, построенное по проекту архитектора А. Н. Душкина. Площадь значительно расширена. Иной теперь и сам железнодорожный вокзал: в сутки он принимает десятки пар поездов, что соответствует нагрузке столичных вокзалов.
Миллионы людей едут в Крым. Большие ворота полуострова — станция Симферополь — в горячие летние месяцы пропускает до 50 тыс. человек ежедневно. В 1981 г. через город на курорты и с курортов проследовало более 10 млн. человек. И большинство — через железнодорожный вокзал!
С Привокзальной площади отправляются автобусы, троллейбусы, такси. Удобно, быстро, дешево!
До революции с транспортом обстояло иначе. В 80-х годах прошлого века путеводители с гордостью сообщали: «Экипажи в тройку в Симферополе очень удобны, берут до Ялты 25 руб.лей и дороже (цена колеблется смотря по времени года). Извозчик едет без перепряжки и обыкновенно употребляет на проезд, с отдыхом и ночевкой в Алуште, одни сутки».
Ныне от Привокзальной площади каждые 2 — 3 минуты отходит троллейбус на Южный берег. Всего 2,5 часа — и вы в Ялте.
На Привокзальной площади в 1965 г. установлен памятник «Ленин на отдыхе». Примерно тогда же снесены старые одноэтажные домишки и ларьки. На их месте построены новые жилые многоэтажные дома, Дом культуры железнодорожников, магазины.
"В. Широков, О.Широков. "Симферополь. Улицы рассказывают""