Одним из первых сооружений был здесь Гостиный двор, построенный в 1829 — 1846 гг. и занимавший территорию, ограниченную современными улицами: Серова — К. Маркса — Пушкина — Р. Люксембург. По другую сторону теперешней улицы Серова находился Александро-Невский собор; отсюда первоначальное название улицы — Соборный переулок. Имя А. Н. Серова она носит с марта 1904 г.
Где-то неподалеку жила дочь таврического губернатора А. С. Жегулина-Ершова (видимо, ул. К. Либкнехта, 1), в доме которой в 40-х годах прошлого столетия собиралось общество любителей музыки. Нижний этаж дома служил гостиной; здесь не раз звучала музыка в исполнении Александра Николаевича Серова, композитора и музыкального критика, ставшего вскоре известным всей России. «Серов играл, видимо, погруженный в музыку. И когда он играл не зауряд, а по вдохновению, то играл... как какой-то жрец, глубоко верующий в божество»,— писал друг композитора М. М. Молчанов [113].
Осенью 1845 г. А. Н. Серов получил назначение на должность товарища председателя [Т. е. заместителя председателя. — Прим. авт.] Таврической уголовной палаты и приехал в Симферополь. Вскоре сюда был направлен и М. М. Молчанов, соученик Серова по училищу правоведения.
Квартиру они снимали на Бульварной улице (ныне Ленина) в доме Нисходовской. Но словам М. М. Молчанова, «угловой, каменный, одноэтажный дом тот, крытый черепицею, окрашенный белою краскою, стоял на горе, на которую постепенно и восходила главная улица». Из окон этого дома, местонахождение которого пока точно не установлено, открывался «превосходнейший вид на фруктовые сады, расстилавшиеся внизу по Салгиру, и на отдаленные, покрытые туманом и облаками, вершины южнобережных гор».
Служба была Серову в тягость. Взяточничество и крючкотворство, подкупы и проволочки во всех присутственных судебных местах вызывали в его душе гнев и протест. Все свое свободное время он отдавал музыке; любил также побродить по городу, любуясь южной природой. «Берега Салгира просто очарование,— писал А. Н. Серов сестре 17 октября 1845 г.,— а мне говорят, что под самым городом, в саду князя Воронцова, Салгир течет еще великолепнее среди самых густых групп тополей и других деревьев. Что все это должно быть в летние лунные ночи? И вот где живет теперь твой брат А. Серов».
Когда в Симферопольском театре выступал М. С. Щепкин, А. Н. Серов не пропустил пи одного из 13 спектаклей с участием знаменитого актера. Тогда же, в сентябре 1846 г., состоялось их личное знакомство.
Молодой музыкант усиленно занимался самообразованием. Его любимыми композиторами были Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен, произведения которых он охотно исполнял в домах друзей; увлекшись Бахом, Серов играл его «бесподобные хоралы» на органе в лютеранской церкви (здание не сохранилось). Он сделал фортепианное переложение увертюры Бетховена «Кориолан» и посвятил его Ф. Листу. «Ваша фортепианная партитура увертюры «Кориолан»,— писал Лист Серову в Симферополь,— делает величайшую честь вашей художественной совести».
В симферопольский период жизни А. Н. Серов создает множество переложений и аранжировок, оперу «Мельничиха в Марли», начатую еще в Петербурге, кантату в честь Ф. К. Мильгаузена, а также классическую статью «Моцартов «Дон-Жуан» и его панегиристы». М. М. Молчанов вспоминал: «В то же время Серов писал оперу на тему «Майская ночь, или Утопленница». В ней были превосходнейшие мотивы... Напевы такие прелестные и так они магически действовали на душу, что все мы, тогдашние слушатели, были просто в восхищении и прочили Серову и этой «Майской ночи» светлейшую будущность...». К сожалению, обе ранние оперы композитора не сохранились.
Улица Серова невелика. Здесь несколько учреждений, в том числе проектно-конструкторский отдел службы радио и городской радиотрансляционной узел (д. 8), обслуживающий 110 тысяч радиоточек Симферополя.
"В. Широков, О.Широков. "Симферополь. Улицы рассказывают""